Грамматический строй речи у детей с ОНР
 
     Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.


       Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

       При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

        Уже в возрасте трех лет, с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

      Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

        При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

     У детей с ОНР нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. У данной группы детей обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

     Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, чаще предикатов, в неестественном порядке слов, что обнаруживается даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

    Нарушения синтаксиса проявляются как на глубинном уровне, так и на поверхностном.

     На глубинном уровне нарушения синтаксиса выражаются в сложности овладения семантическими (смысловыми) компонентами, в сложности организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неверной последовательности слов в предложении.

   В основе синтаксических нарушений лежат трудности организации или объединения имеющихся в активном словаре слов в одну динамическую схему — предложение, трудности перестановки элементов и определения их места в словесном ряду, т.е. дефекты симультанного синтеза (удержание в памяти всех элементов развернутой речевой структуры), проявляющиеся на языковом уровне.

  Для усвоения морфологической системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.

Пример:

ложка — значение единственности;

ложки — значение множественности;

ложкой — значение орудийности.

   Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

   Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

- неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

- неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

- неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

 

      Использованы материалы из книги Лалаева Р.И. "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников"

 

Учим ребёнка образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных
 

       Дети с ОНР имеют недостаточные возможности в образовании новых форм слов. Овладение словообразованием с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов всегда вызывает у них затруднения. Здесь представлены некоторые варианты заданий на словообразование. В каждом задании приведён оптимальный объем дидактического материала, к тому же родители могут сами подбирать речевой материал самостоятельно по аналогии.


                                                 Игра «Ласковые имена»

        С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребёнку мяч и произносите имя. Ребёнок ловит мяч, произносит уменьшительно – ласкательное имя и возвращает вам мяч.

Валя – Валечка Люда – Людочка Витя — Витенька

Таня Вова Лёша

Юля Вера Костя

Соня Дима Катя

Аня Ира Маша

 

                                                       Игра «Кто больше?»

       Сначала покажите ребёнку, сколько ласковых имён можно образовывать то одного имени (Тима). Потом предложите поиграть в игру, кто придумает больше ласкательных имён. За каждый правильный ответ играющий получает фишку. Победит тот, кто наберёт больше фишек.

Тима – Тимошка – Тимочка – Тимик – Тимошечка – Тимоня – Тимчик — Тимошенька

Алёша

Женя

Рома

Саша

Паша

Миша

 

Алёна – Алёночка – Алёнушка – Алёнка — Алёнчик

Оля

Кристина

Лада

Лена

Маша

Света

 

                                               Игра «Части тела ласково»

        Предложите ребёнку показывать на вас и на себе части тела и лица, называя части тела и лица на себе «ласково».

голова – головка лоб – лобик рука — ручка

шея нос ресницы

спина рот

колено живот

грудь глаз

 

                                              Игра «Большой — маленький»

        Учим ребёнка правильно называть маленькие предметы. Игру можно провести с мячом. Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.

стол – столик диван – диванчик полка — полочка

дом  шкаф рамка

нож стакан юбка

мяч карман шапка

подушка – подушечка носок – носочек дым — дымок

кружка песок дуб

ложка звонок коготь

чашка платок локоть