Речевое развитие детей 4 – 5 лет.

1. Возрастные особенности

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

2. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье

1. Развитие лексической стороны речи.

Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева – деревянный, из кирпича – кирпичный и др.).

2. Формирование грамматического строя речи.

Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Упражнять в образовании формы родительского падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней; были окна – и нет окон; были яблоки – и нет яблок и т.д. (тарелка без яблок, окна без штор и т.п.).

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть. Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши».

Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел – зашел – вышел – перешел – ушел; лез – залез – вылез – перелез – подлез; прыгает – подпрыгивает – перепрыгивает – запрыгивает и т.д.).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи.

Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук в начале слова. Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.

4. Развитие связанной речи детей.

Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т.п. Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).

3. Игры и упражнения по развитию речи ребенка дома

· «Назови одним словом»

Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:

Часы, которые помогают проснуться, большая ложка, с помощью которой наливают суп,

Утренняя еда, человек, который направляется в дальние страны и т.д.»

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем простой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

· «Четвертый лишний»

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно – «лишнее» - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть используя картинки – это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решать задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.

· «Один и несколько»

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать рровыспн

Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).

Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.»

Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни.

· «Ну-ка, зайка, поезжай-ка!»

Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.

К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: «Поезжай, зайка». Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: «Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!»

· «Хвальбишки - хвастунишки»

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

«Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.»

Взрослый: «У меня один апельсин».

Ребёнок: «А у меня много апельсинов».

Взрослый: «У меня только одно яблоко».

Ребёнок: «А у меня много яблок».

Взрослый: «У меня одна машинка».

Ребёнок: «А у меня много машинок».

Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.

· «Где стоит матрешка?»

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе.» Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д.

· «Фантазеры»

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то…(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)», «Если выпал снег, то…(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то…»

Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

· «Загадай загадку»

Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

Например:

деревянный, прямоугольный,

светлый, с дверцами,

в него можно складывать вещи (шкаф).

 

Вкусное, румяное,

наливное, сладкое,

 сочное, аппетитное,

из него можно приготовить

варенье, компот, сок,

растёт на яблоне (яблоко).

 

Он острый, опасный,

металлический с деревянной ручкой,

им можно резать хлеб (нож).