Дифференциация звуков
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
Дифференциация изолированных звуков.
Дифференциация звуков в словах.
Дифференциация звуков во фразовой речи.
Если ребёнок умеет читать (писать), работаем над различением звуков в письменной речи.
Пример:
Саша К. 6 лет, своё имя произносит: «Саса» или «Шаша», родители очень обеспокоены, что мальчик плохо говорит, не произносит звуки. Но проблема не в том, что он их не умеет произносить, а в том, что он их не дифференцирует (путает, смешивает, не различает на слух), т.е. у ребёнка снижено фонематическое восприятие (логопед ставит диагноз: ФФНР). Необходимо провести следующую работу:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Материал для дифференциации
Дифференциация звуков з-ж
Дифференциация звуков с-ш
Дифференциация звуков л-р
Дифференциация звуков п-б
Дифференциация звуков к-т