Почитайте детям
В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).
Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Новая лексика
Существительные:
голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,
кормушка, птенцы, гнездо.
Глаголы:
летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные:
красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие
(коготки), зимующие (птицы).
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие
птицы».
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём
встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?
КОРМУШКА
Мне в проталинку видна
Горстка жёлтого пшена.
Крошки хлеба вижу слева,
Горстку сала вижу справа.
Где вертлявая синица?
Пусть приходит подкормиться!
Прилетай хоть воробей,
Если можешь, поскорей!
А по правде говоря,
Жду я в гости снегиря.
Красногрудый не летит,
У кого-то он гостит.
Я в проталинку дышу,
Прилететь скорей прошу,
Пожалей, снегирь, мой нос:
Он к стеклу совсем прирос!
М. Садовский
Игра «Подбери слова»
Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.
ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.
Одни воробьи к кормушке (что делали?) ... (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) ... (отлетали). Маленький
бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) ... (облетел).
Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) ... (залетел).
Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?)... (улетел).
Игра «У кормушки»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).
Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные
действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.
Например:
Снегирь летит к кормушке (предлог к).
Синица улетает от кормушки (предлог от).
Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
Игра «Чем больше, тем лучше»
Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.
Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и
продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими
словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.
Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.
Игра «Две кормушки»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.
В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.
Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое
слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.
Например:
Первый звук [в], последний — [а] (ворона).
Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика
дисграфии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на
ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.
М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ
Посвисти ещё, синичка,
Это добрая привычка:
Рано утром прилететь
У окошка посвистеть.
В январе в лихую стужу
Голос твой мне очень нужен.
А тебе за твой привет
Приготовил я обед.
Не забудь же, прилети,
У окошка посвисти...
М. Садовский
Текст для пересказа
* * *
Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь
дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.
Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из
выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
О какой птице говорится в рассказе?
Что делал дятел в лесу?
Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?
Как называют дятла?
Текст для пересказа
В ЗИМНЮЮ СТУЖУ
Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину
ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!
Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные
ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес
не казался угрюмым и безжизненным.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
О каких птицах рассказ?
Что делали клесты на лесной полянке?
Где находилось гнездо клестов?
Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?