К концу 5-го года жизни нормативно развивающийся ребенок овладевает правильным произношением всех звуков речи (в единичных случаях допустимо неправильное произношение трудных с точки зрения артикуляции звуков позднего онтогенеза: шипящих, соноров).
На 5-м году жизни значительно совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается разборчивость звучания и четкость дикции. Достаточный уровень развития фонематического восприятия позволяет ребенку различать слова с оппозиционными звуками (крыса-крыша, рак-лак и т.д.). Доступен ребенку - после соответствующего обучения - и звуковой анализ слов с несложной фонетической структурой.
В этом возрасте нормально развивающийся малыш уже способен критически оценивать недостатки своей речи.
Важнейшим условием гармоничного речевого развития ребенка 5-го года жизни является наличие развивающей речевой среды. Взрослые должны предлагать ему для обсуждения интересную информацию о событиях и явлениях, выходящих за пределы привычного и хорошо-знакомого окружения. Целесообразно знакомить ребенка с иллюстрированными детскими энциклопедиями, познавательными фильмами о живой природе других климатических поясов, проводить экскурсии в ближайшие парковые зоны, демонстрировать новые способы изучения окружающего мира (бинокль, увеличительноечительное стекло), неизвестные свойства хорошо знакомых предметов (взаимодействие железных гвоздей с магнитом и т п.), Это создает эффективные условия для расширения тематического содержание бесед взрослых и ребенка и стимулирует развитие контекстной речи. При этом общение ребенка с другими детьми продолжает носить выраженный ситуатив ный характер. Ребенок, таким образом, осваивает вариативные речевые стили» что поможет ему в дальнейшем разграничивать с точки зрения лексико-грамматического оформления бытовое общение и общение в ходе дидактических игр или развивающих занятий.
Домашние занятия по развитию речи
Одними из главных достижений среднего дошкольного возраста являются появление ролевых взаимодействий и развитие образного мышления. Ребенок на 5 году жизни способен разделять игровые и реальные взаимодействия, что позволяет выстроить систему занятий не как игру, а как учебную деятельность. И все же не будем забывать, что игровые интересы у ребенка на 5-м году жизни по-прежнему остаются ведущими. Поэтому старайтесь разнообразить задания, вводить в них как можно больше игр, в том числе ролевых.
Очень хорошим приемом в этом возрасте является смена ролей: ребенок-учи тель, взрослый-ученик. Пользуйтесь тем, что малыш с большим удовольствием ищет и исправляет неправильную ( с его точки зрения) речь взрослых, соревнуйтесь с ними, стараясь добиться лучших результатов. Так же важно поощрять ребенка на создание позитивного настроя на занятия.
Формирование навыков звукослогового анализа и синтеза
Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Конечно, хорошо, когда этим занимаются профессионалы, но и вы в домашних условиях можете помочь своему малышу овладеть такими навыками или закрепить их.
Когда ребенок учился дифференцировать звуки речи, распознавать и отличать их, он уже приобрел определенные навыки звукового анализа. На этом возрастном этапе надо закрепить и углубить их. Вначале с помощью картинок объясните ребенку, что такое звук: девочка плачет: «А!» - она произносит звук [А]; самолет летит: «У!» - он издает звук [У]; у мишки болит зуб, он стонет: «О!» - он издает звук [О]. Затем научите малыша вычленять гласные звуки в начале слов (ударение должно падать на этот гласный звук). Понадобится зеркало, чтобы увидеть артикуляцию и схематичные изображения звуков на карточках (рекомендуем использовать: Ткаченко ТА. Формирование навыков звукового анализа и синтеза: Рабочая тетрадь. М.: ГНОМ и Д, 2005).
Какие слова можно предложить ребенку для анализа?
[А] - Алик, астры, август; [О] - ослик, осень, окна; [У] - улица, утка, улей; [И] -иглы, ива, иней.
Далее предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце: [А] - оса, лиса, река; [О] - окно, ведро, седло; [У] - качу, верчу, гляжу; [И] - коньки, васильки, петухи.
Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трех-четырех звуков: [А] - мак, кран, шарф; [О] - кот, слон, мост; [У] - дуб, труд, куст; [И] - пир, приз, бинт.
При выполнении этих заданий обязательно проговариваем с ребенком, где именно «спрятался» звук, и далее предлагаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука: начало слова - середина слова - конец слова.
Схему можно обыграть: сделать домик, в котором живут звуки, выдвижную линейку, красное окошко-сигнал, паровозик из трех вагончиков и др. Все зависит от вашей фантазии.
При изучении согласных звуков проводится аналогичная работа, только в иной последовательности: выделять согласный в конце (если он не звонкий), в начале слов со стечением согласных (звук [М] - мрак, [Т] - трап), в начале без стечения согласных ([М] - мак; [Т] - ток), в середине слова со стечением согласных и без стечения ([М] - компот, комок, [Т] - утро, вата).
Когда ребенок научится правильно выделять звуки в слове, можно предложить ему определить последовательность звуков в словах.
Дополнительно следует научить малыша отхлопывать слоги, вначале на простых ритмических структурах (ма - один хлопок, ма-ма - два хлопка, ма-ма-ма - три хлопка), затем на материале слов.
Чтобы научить ребенка составлять слова из звуков, предложите ему внимательно послушать слово, которое вы произнесете, повторить его: [Д] - [О] - [М] - дом; | М] -[А| - [К] - мак. Пауза между звуками не должна составлять более 3 секунд, а слова должны быть хорошо знакомы ребенку.
В дальнейшем, когда он будет легко синтезировать звуки в слова, можно увеличить паузу до 5 секунд и давать слова более сложной слоговой структуры и менее знакомые.
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи
На 5-м году жизни ребенка продолжаетеся работа над обобщающими понятиями (мебель, посуда, обувь, одежда, головные уборы, транспорт, овощи, фрукты), названиями домашних животных и их детенышей, диких животных европейской полосы и их детенышей, домашних, городских и диких птиц. Ре бенок должен знать не только как они называются, но и кто как говорит, кто что ест.
Постепенно в словарь вводятся названия профессий и действий, связанных с профессиональной деятельностью; при этом хорошо использовать ролевые игры.
Учите ребенка использовать слова, характеризующие эмоции и взаимоотношения людей. Для этого хорошо использовать разнообразные сюжетные картины, при обсуждении которых можно обратить внимат ние малыша на чувства людей, отношения между ними, попросить поставить себя на место каждого из героев, рассказать, что бы он чувствовал в такой ситуации.
Закрепляйте правильное употребление слов, обозначающих местоположение предметов, и предлогов.
Отдельная работа должна проводиться по введению в речь малыша антонимов, Вначале необходимо подобрать парные картинки, чтобы он наглядно увидел разницу между антонимами, например: чистый мальчик - грязный мальчик; старая книга - новая книга; днем светло - ночью темно; машина далеко - машина близко и т.д. После того как ребенок усвоит антонимы, желательно закрепить их на материале сложносочиненных предложений типа «Этот мальчик грязный, а этот - чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предложите ребенку поиграть в игру «Наоборот»: «Все, что я скажу, надо сказать наоборот. Я говорю: "Эта машина близко"; ты говоришь: "Эта машина не близко, а далеко"».
Учите малыша употреблять числительные.
Продолжается работа по совершенствованию навыков словоизменения.
Родительный падеж единственного числа существительных. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить четыре-пять картинок или предметов, выложенных на столе, попросите отвернуться, уберите одну картинку и спросите: «Чего нет на столе?».
Родительный падеж множественного числа существительных хорошо закрепляется в играх с картинками или предметами. Например: попросите малыша найти картинки, на которых нарисован один предмет и много таких же предметов, назвать их: один мяч - много мячей, одна кукла - много кукол, один стол - много столов, один стул - много стульев.
Множественное число существительных, обозначающих детенышей домашних и диких животных: щенок - щенята, медвежонок - медвежата.
Образование глаголов настоящего времени хорошо закреплять в ходе ответов на вопросы: «Нам надо мыть посуду. Что делают ребята? Моют-посуду. После обеда хорошо пить чай. Что делает бабушка? Пьет чай».
Спряжение глаголов единственного числа по лицам: я ем, ты ешь, он ест.
Изменение прилагательных по родам. Прежде чем приступить к этому виду работы, необходимо проверить, умеет ли малыш согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое» с существительными. Для этого поиграйте в «Жадину». Разложите на столе картинки или предметы, предложите ребенку поочередно забирать их себе, говоря при этом: «Это моя шапка. Это мой свитер. Это мое полотенце» и т.д. Если малыш правильно согласовывает местоимения с существительными, можно переходить к согласованию прилагательных с существительными. Примеры заданий: «Назови вкус предметов: сахар, соль, лимон, молоко, мороженое» и т.д. Игра «Наоборот»: табурет твердый, а софа... Шарф чистый, а полотенце...». Игра «Аналогии»: «Вода горячая и чайник... Снег белый и зайка...».
Поощряйте детское словотворчество, однако старайтесь в мягкой форме подсказывать ребенку правильные, общеупотребительные образцы слов.
В работе над грамматическим строем речи учите ребенка распространять предложения за счет определений и обстоятельств, а также строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Для этого можно использовать игру «Кто больше?». Попросите малыша составить предложение по картинке, например: «На стуле спит кот». Каждый поочередно произносит одно и то же предложение, добавляя к нему определения: «На деревянном стуле спит кот. На большом деревянном стуле спит кот. На мягком большом деревянном стуле спит кот. На мягком большом деревянном стуле спит рыжий кот». И т.д. Скорее всего, особенно вначале, ребенок попытается при распространении предложений использовать антонимы, например: «На большом мягком, твердом деревянном стуле...». Объясните ребенку, что, поскольку речь идет об одном и том же предмете, так говорить неправильно: стул не может быть одновременно и мягким, и твердым. Вскоре такие ошибки исчезнут.
При изучении антонимов мы уже познакомили малыша с составлением сложносочиненных предложений с союзом «а». Продолжим работу, составляя предложения по картинке с несколькими действующими лицами, употребляя союзы «а», «и»: «Петя играет в песочнице, и Маша играет в песочнице. Петя играет в песочнице, а мама читает книгу».
Работу над сложноподчиненными предложениями лучше начинать с фраз типа «Сначала... а потом». Можно подобрать пары сюжетных картинок (мальчик ест - мальчик моет посуду, девочка умывается - девочка вытирается и т.д.), предложить малышу найти нужные пары и составить предложения. Хорошо использовать игру «Найди ошибку», когда взрослый заведомо неправильно выстраивает причинно-следственные связи, а малыш его исправляет: «Сначала я вытру посуду, а потом помою ее. Сначала я нарисую, а потом возьму карандаши и т.д.».
Работу над сложноподчиненными предложениями с союзом «потому что» целесообразно организовать в форме игры «Почемучка»: разложите на столе различные предметы (зонтик, ложка, машинка, чашка и т.д.), попросите ребенка поочередно брать их и отвечать на ваши вопросы, например: «Почему ты взял чашку?». - «Я взял чашку, потому что хочу пить».
В работе над сложноподчиненными предложениями с союзом «чтобы» можно использовать ту же игру или игру «Волшебник». Предложите малышу представить, что он волшебник и все его желания сбываются, дайте ему волшебную палочку и попросите загадать желание: «Я хочу, чтобы...».
Изучая сложноподчиненные предложения с союзом «что», поиграйте с ребенком в игру «Знайка и Незнайка»: вначале вы будете Знайкой, а ребенок Незнайкой, потом поменяйтесь ролями. Взрослый: «Я знаю, что медведь зимой спит». Ребенок: «Я не знаю, что медведь зимой спит». И т.д.
Связная речь. На 5-м году жизни продолжается совершенствование диалогической речи.. Учите малыша описывать картину, составлять рассказы по картине или серии сюжетных картин. Формируйте умение объяснять последовательность своих действий при выполнении того или иного задания.
Большое значение в этом возрасте, как и ранее, придается чтению детских сказок, их пересказу. Ребенок должен научиться объяснять, почему ему нравится или не нравится сказка, рассказать про своего любимого героя. Рекомендуется также заучивание стихов, что способствует развитию слухоречевой памяти, обогащению словаря и уточнению грамматических конструкций.