План-конспект
занятия по лексической теме
«Профессии. Швея.»
в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование фонематического восприятия.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, слухового внимания, тактильного и зрительного восприятия, внимания, логического мышления, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Проектор, слайдовая презентация, инструменты швеи (швейная машинка, ножницы, нитки, портновский метр, наперсток), трафареты, образцы тканей (ситец, драп, атлас), контейнер с карандашами, рисунки для упражнения «Найди и раскрась» по числу детей.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наперсток». Проведение сюжетно-ролевой игры «В ателье».
Ход занятия.
1.Организационный момент. В детский сад пришла швея.
[Работа с загадками. Объявление темы занятия. Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед. Послушайте меня внимательно и отгадайте загадки.
На серебряной шляпе сто ям. Что это?
Дети. Это наперсток. Он похож на шляпу. На нем есть много маленьких углублений.
Логопед. Правильно.
Логопед. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Дети. Это иголка. Она острая и тащит за собой нитку, как хвост.
Логопед. Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
Дети. Ножницы. У нее есть два кольца, за которые мы ее держим.
Логопед. Молодцы! Вы отгадали все мои загадки. Ребята, скажите, а для кого нужны наперсток, иголка и ножницы?
Дети. Наперсток, иголка и ножницы нужны швее.
Логопед. Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о профессии швеи или портнихи.
Беседа.
[Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».]
Логопед. Мы с вами вчера ходили на экскурсию в кабинет швеи нашего детского сада и видели, как работает швея. Скажите, что делает швея?
Дети. Швея шьет одежду.
Логопед. Правильно. Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты. Я вам предлагаю выбрать те предметы и инструменты, которые нужны швее для работы, и сказать, для чего нужен данный инструмент.
• Швейная машинка нужна швее для того, чтобы шить одежду.
• Нитки нужны швее для того, чтобы соединять детали одежды.
• Ножницы нужны швее для того, чтобы кроить ткань, отрезать нитки.
• Портновский метр нужен швее для того, чтобы снимать мерки.
• Напёрсток нужен швее для того, чтобы не уколоть иголкой палец.
• Мел нужен швее для того, чтобы рисовать на ткани детали одежды. Логопед. Молодцы ребята! А сейчас мы все пройдем на места.
2.Упражнение «Нужные предметы».
[Совершенствование грамматического строя речи].
Логопед. Скажите, где работает швея?
1-й ребенок. Швея работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике. Логопед. Внимательно рассмотрите предметы и инструменты, нужные швее, и ответьте на мои вопросы. Чем пользуется швея?
2-й ребенок. Швея пользуется швейной машиной, нитками, иголкой, ножницами.
Логопед. Кому нужны все эти предметы?
3-й ребенок. Швейная машина, нитки, иголка, ножницы нужны швее. Логопед. Я попрошу вас закрыть глаза.
Логопед убирает ножницы.
Логопед. Чего не хватает швее?
4-й ребенок. Швее не хватает ножниц.
Логопед меняет местами картинки.
Логопед. Какие предметы поменялись местами?
5-й ребенок. Швейная машинка и нитки поменялись местами.
6-й ребенок. Нитки и иголка поменялись местами.
Логопед. Молодцы. Вы отлично ответили на мои вопросы.
3. Пальчиковая гимнастика «Наперсток».
[Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.
Логопед. Давайте сделаем знакомое вам упражнение «Наперсток».
Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой -
воображаемая игла.
Пальцу больно, пальцу колко, Игла шьет и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
А наперсток в тот же миг Делают такое движение, будто
надевают наперсток.
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: «Шей! Вновь шьют.
А колоться ты не смей!» Грозят указательным пальчиком
правой руки.
4. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного аппарата]
Бабушка шила, а Барсик с катушкой упр. Катушка
Бегал, как будто с живою зверюшкой
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем упр. Иголочка
Бабушка швы на машинке строчила язык двигается вперед-назад
Слайд №9
И на зигзаг ее переключила узкий язык двигается влево-вправо
Петли иголкой она обметала круговыми движениями облизываем губы
Пуговки круглые по пришивала кончик языка упирается по очереди
за щеки
5. Упражнение «Работа с тканью».
[Развитие тактильного и зрительного восприятия, совершенствование грамматического строя речи].
Логопед. Ребята, а что может сшить бабушка?
Дети. Бабушка может сшить фартук, платье.
Логопед. А из чего бабушка будет шить платье.
Дети. Бабушка будет шить платье из ткани.
Логопед. А ткани у нас бывают разных видов. Сейчас мы с вами рассмотрим разные виды ткани. Первая ткань называется ситец. Ребята, потрогайте ситец какой он на ощупь?
Дети. Ситец тонкий, легкий.
Логопед. Из ситца шьют легкую одежду: платье, сарафан, кофту.
Если мы сошьем платье из ситца, то какое это будет платье.
Дети. Ситцевое платье.
Логопед. Давайте мы с вами сошьем платье из ситца. Для этого наложите трафарет платья на ткань. Какое платье мы сшили?
Дети. Мы сшили ситцевое платье.
Логопед. Вторая ткань - это драп. Потрогайте драп, какой на ощупь?
Дети. Плотный, теплый, грубый.
Логопед. Из драпа шьют теплую одежду: пальто, куртку, юбку.
Если мы сошьем из драпа пальто, то какое оно будет?
Дети. Драповое пальто.
Логопед. Сейчас мы с вами сошьем пальто из драпа. Для этого наложите трафарет пальто на ткань. Какое пальто мы сшили?
Дети. Мы сшили драповое пальто.
Логопед. Третий вид ткани - это атлас. Потрогайте атлас, какой он на ощупь? Дети. Тонкий, гладкий, нежный.
Логопед. Из атласа шьют легкую одежду: рубашку, юбку.
Если мы сошьем из атласа юбку, то какая она будет?
Дети. Атласная юбка.
Логопед. Мы сошьем юбку из атласа. Наложите трафарет юбки на ткань. Какую юбку мы сшили?
Дети. Мы сшили атласную юбку.
Логопед. Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с данным заданием.
6.Задание "Разложите пуговицы по цвету".
Логопед. Я купила пуговицы, а они у меня все смешались, помогите мне их разобрать по цвету.
[Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.]
7. Итог занятия. [Оценка работы детей.] (с мячом)
Логопед. О ком мы говорили сегодня на занятии?
Дети. Сегодня на занятии мы говорили о швее?
Логопед. Назовите инструменты нужные для швеи.
Дети. Швейная машинка, ножницы, иголка с ниткой, портновский метр.
Логопед. Что вам сегодня понравилось на занятии? Какое задание было для вас трудным?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ