РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Сайт

учителя-логопеда

Висковой 

Юлии Станиславовны

МБДОУ"Детский сад №1" города Заволжье, Нижегородской области

 

 

 

Речевое развитие детей 3 – 4 лет.

1. Возрастные особенности

        На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.

2. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье

· В семье

       Много беседовать с ребенком. Активизировать слова, обозначающие использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы; объекты и явления природы.

       Следить за правильным употреблением окончаний существительных, прилагательных, глаголов во фразах. Поощрять употребление сложных предложений.

       Учить слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

       Вызвать у ребенка желание пересказывать (при помощи взрослого) знакомые сказки и рассказы разными средствами: с опорой на картинки, средствами драматизации.

3. Игры и упражнения по развитию речи ребенка дома

· Что бывает …. Какое бывает….

       Начните игру словами:

     «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любим другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)

   Или наоборот:

      «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще…» и так далее о других предметах или живых существах.

     «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

· Что сначала, что потом

      Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

       Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

Сначала чай наливаю, потом пью

Сначала человек ложится спать, потом встает

Сначала самолет взлетает, потом …

Сначала птичка откладывает яичко, потом …

      Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фразы должен быть проще, понятнее ему.

     Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

Сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

Сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

      Поменяйтесь ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…

     Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Кто что делает

     Правила – аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

     Начало может быть таким:

«Солнышко – светит, сияет, греет, а еще…»

«Чайник – свистит, кипит, …»

«Машина – едет, гудит, светит, …»

«Снег – идет, тает, …»

«Кошка – бегает, ходит, пьет, спит, …»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик – прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед – тают.

· «Разные вопросы»

     Цель: усвоение грамматических основ русского языка.

     Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:

Где растут листья? (На ветке).

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

     Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатывайте мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.

· «Чудесная коробочка»

     Цель: развитие внимания, память, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений.

     Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть ее красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладем в нее самые разные предметы, но не более четырех. Теперь можно звать малыша.

Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?

     Достаем предметы по одному, кратко описывая.

Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У нее нарядное платье и желтый бант. Ой! А это сладкое, вишневое варенье

    После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребенку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки.

Она в нарядном платье и с желтым бантом.

Он круглый и синий. Оно сладкое и вишневое.

    После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

· «Прятки - догадки»

    Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

   Предложите Вашему малышу поиграть в «прятки - догадки».

Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить все, о чем я буду говорить.

 

Жил – был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама – нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела – там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где – под столом!

   Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.

· «Угадай - ка»

       Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

       Спрячьте игрушку или картинку с изображением котенка.

Угадай, кто к нам пришел в гости? Его мама – кошка, а папа – кот.

      Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.

      После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.

· «К нам пришло письмо»

      Цель: развитие связной речи, воображения.

      Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку.

      Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания.

Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть.

      Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трех), обговорить, как с ними можно играть.

      После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.

· «Путаница»

           Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

«Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать».

     Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет … голубой.

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака … мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две … курицы.

Известно каждому ребенку –

Корова – мама жеребенка.

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения