лексика овощи

Сайт

учителя-логопеда

Висковой 

Юлии Станиславовны

МБДОУ"Детский сад №1" города Заволжье, Нижегородской области

                 Лексическая тема "Овощи"

 

 

     

Расширение словарного запаса детей:

Существительные:

морковь,   редис,   капуста,   свёкла,   помидор,   лук,   бобы, горох, огурец, укроп, петрушка,

репа, кабачок, тыква, перец,

кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.

Глаголы:

расти,   поливать,   копать,   выкапывать,   вскапывать, полоть,   сажать,   сеять,   удобрять,  

срывать,   выращивать, собирать,   окапывать,   вырастать,   срезать,   рассаживать, пересаживать.

Прилагательные:

зелёный,   жёлтый,   красный,   синий,   рыжий,   сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький,

сладкий, мелкий, крупный,   большой,   маленький,   хрустящий,   овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.

 

                             Пальчиковая гимнастика

Вышла Люба в огород                (Ставят руки на пояс.)

Сколько у неё хлопот!                (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

Нелегко полить на грядке           (Разводят руки в  стороны.)

Овощи все по порядку:

Помидоры, лук, капуста             (Поочерёдно загибают палъцы на правой, затем на левой руке

                                                    на каждое название овоща.)

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.

                              И. Михеева

 

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции.

 

Я во двор вела вола,

За рога вола вела,

В хлев вела вола,

А вол

В огород меня

Завёл!

 

Игра «Подскажи словечко»

Цели:  развивать   речевой   слух,   чувство   рифмы,   учить связному монологическому

высказыванию (толкование загадки).

Ход игры.  Воспитатель читает  стихи,  а дети договаривают последнее слово.

 

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

 

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка,

Сидит на грядке крепко,

А зовётся... (репка).

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

 

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков... (горох).

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

 

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы?

Зовусь я... (свёкла).

 

Игра «Назови ласково»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование уменьшительной формы существительных).

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают  в  круг,  воспитатель бросает

  каждому по очереди

мяч,  называя какой-либо овощ.  Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Например:

Морковь — морковка, морковочка.

 

Игра «Овощной магазин»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование множественного числа родительного падежа

существительных).

Ход игры.  Воспитатель — продавец,  перед ним разложены муляжи   или   картинки   с   изображением   овощей.   Дети  покупатели,   они   выбирают,   

какой   овощ   хотят   «купить»,   и произносят его название со словом много.

Например:

Я хочу купить много моркови.

 

Игра «Поварята»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей,   

говорит  им,  что сейчас дети будут   поварятами,   и   предлагает   «приготовить» блюда   из   этих 

овощей.

Например:

Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

Какой сок получится из томатов? — ...

Какие котлеты получатся из капусты? — ...

Какой салат получится из огурцов? — ...

Какие котлеты получатся из моркови? — ...

Какой сок получится из свёклы? — ...

Какой суп получится из лука? — ...

Какое рагу получится из овощей? — ...

Какая икра получится из кабачков? — ...

Какая каша получится из тыквы? — ...

 

Игра «Собери овощи»

Цели:  совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям положить в неё только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [к].

Слова:  картофель,   кабачок,   капуста,   тыква,   баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.

 

 

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.

Ход   игры.  Воспитатель   помещает   на   ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука,

тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой

анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковро- линографе, остальные работают

с раздаточным материалом за столами.

Слова: пук, тыква, укроп, салат.

 

 

Игра «Загадай-ка»

Цели:  развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания;   расширять   словарь   прилагательных;   развивать

грамматический   строй   речи   (согласование   существительных   с прилагательными в роде,

 числе, падеже).

Ход игры.  Дети  загадывают друг  другу загадки по опорной

схеме.

Например:

Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий... (огурец).

 

Текст для пересказа

КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК

Щипал   Телёнок   травку   возле   забора.   Подошёл   к   нему Петушок и принялся рядом зёрнышки

 в траве искать.  Вдруг он увидел капустный листок.

-Ко! — удивился Петушок и клюнул его. Не понравился ему листок.  Решил он Телёнку предложить

попробовать и говорит:

-Ко!

А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:

-Му-у?

-Ко!    говорит  Петушок   и   снова  показывает   клювом  на капустный листок.

-Му-у? — не понимает Телёнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

-Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:

-Ме-е-е! Мне-е!

                                                                                                                                                                             Л. Яхнин

Вопросы:

Что нашёл Петушок в траве?

Понравился ли ему капустный листок?

Кому Петушок предложил листок капусты?

Попробовал ли его Телёнок? Почему?

Что сказала Коза?

                                      

                                      ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ОВОЩИ"

                                           Материал по презентации (для родителей)

 

Дата последнего обновления страницы 06.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения