Развитие слухового внимания

Сайт

учителя-логопеда

Висковой 

Юлии Станиславовны

МБДОУ"Детский сад №1" города Заволжье, Нижегородской области

 

      Развиваем слуховое внимание

 

 

  

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

            ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь дома разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

                                             «Угадай, что звучит?» 

Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка). Дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать на каком инструменте вы играете.

                                                «Что там шумит?» 

Обращайте внимание ребёнка на домашние звуки. Спрашивайте: «Что там шумит?» Объясните происхождение того или иного звука: работает холодильник, шумит пылесос, стиральная машина и т.д.

По дороге в детский сад или во время прогулки обращайте внимание детей на звуки улицы: Слышишь, как идёт дождь, воркуют голуби, шуршат под ногами листья, скрепит снег и т.д.

Пойте короткие ритмические песенки и декламируйте стихи. Записывайте их и прослушивайте вместе с ребёнком.

                                      «Слышим звон и знаем, где он»

         Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Более сложный вариант этой игры «Ау»

Миша (имя вашего ребёнка) ты сейчас в кругу,

Мы зовём тебя «Ау»

Ну-ка глазки закрывай!

Кто позвал тебя – узнай!

Ребёнок должен назвать имя зовущего и повернуться в том направление, от куда шёл звук.

                                              «Скажи, как я!»

         Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их так же – с соответствующей степенью громкости, и интонацией.

Расширяйте кругозор ребёнка Чаще берите его с собой на прогулки, в поездки, на экскурсии. Рассказывайте ему о том, что вы видите. Помните, что понимание и развитие речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта малыша.

 

 


               ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 

                                         "Подскажи словечко"

          Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

 

                                          "Маленький учитель"

          Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

 

Игры на развитие фонематического слуха для детей

старшего и подготовительного 

к школе возраста.

       Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

 

                                     "Услышишь - хлопни"

        Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

 

                                 "Внимательный слушатель"

        Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

 

                                          "Нужное слово"

        По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

 

                                           "Зоркий глаз"

       Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

 

                                           "Сложи звук"

       Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

 

                                       "Скажи наоборот"

        Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

 

          ЖЕЛАЮ, ВАМ,  ПРИЯТНОГО И ПОЛЕЗНОГО ДОСУГА С ДЕТЬМИ!

 

              

Дата последнего обновления страницы 18.07.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения